Вы уже, наверное, поняли, что фудстилисты — опытные и очень нужные на съемках ребята. Ни одна съемка не обходится без фудстайлига, даже если это делает сам фотограф. Фудстилист всегда на работе. Если он не ест, то читает или смотрит про еду. Если не ест и не читает, то думает о еде. Когда идет в ресторан придирчиво осматривает все тарелки, запоминает интересные презентации, пробует сочетания, подсматривает производителей керамики )) и много чего еще. Они (мы) постоянно в поисках реквизита, новых ингредиентов, техник работы с ними, постоянно изучают рынок имеющихся продуктов и когда у них выдается свободное время - тренируются. Работа стилиста очень сильно зависит от опыта, а только на съемках его не набрать.
Я не буду особо вдаваться в интимные подробности, да и рассказывать собираюсь не о серьезной коммерческой работе. У такой работы есть своя специфика. Чаще всего задача стилиста на таких съемках — воплотить чужое видение и не важно каковы его личные представления о прекрасном. Эдиториал немного другая штука, там больше свободы, а уж в личных проектах свобода творчества максимальна.
В фудстайлинге, конечно, есть общие приемы, которыми пользуются если не все, то многие. Но у каждого стилиста есть свои фишечки, свои приемы, многократно отработанные, потому что не редко поставленную задачу можно решить разными способами.
А теперь поконкретнее уже про мою работу. Напоминаю, это все, можно сказать, большой личный проект. Я снимаю настоящую еду, с естественным светом. Т.к. я чаще всего снимаю иллюстрации к рецептам я не пользуюсь всеми приемами, которые знаю. Зачастую стайлинг в моих картинках минимальный. Иными словами, я не готовлю еду для картинки, я готовлю для еды.
Но в последнее время я начала тренировать именно стайлинг и подхожу к процессу больше не как кулинар, а как стилист и фотограф. Я буду периодически показывать какие-то такие штуки, раз уж вами был проявлен интерес к этой теме. Но несмотря на то, что еда готовится в первую очередь для фотографии, после съемок она не отправляется в мусорку .
Начнем с того, что не всякая паста одинаково полезна в смысле рабочего материала. Стилист должен знать, что доступно на рынке и как это ведет себя в кадре (домашнюю пасту здесь опустим). Короткую пасту чаще подготовить к съемкам проще, но я взяла для этой тренировки спагетти. Первым делом я составила так называемый мудборд. Набрала какой-то количество фотографий спагетти с разными соусами и наполнителями. Все это изучила, сделала себе заметки. Решила снимать монохромную пасту и выбрала зеленый соус на основе оливкового масла (типа песто), а к нему зеленые ингредиенты — горошек и цуккини. Сыр оставила опцией.
Следующий этап — выбор посуды и ракурса. Выбор ракурса одно из самых важных решений, которое принимается до начала работы. От этого зависит нарезка ингредиентов, общее ощущение и подход к стайлингу блюда. Я решила снимать в двух ракурсах — сверху как бы общее блюдо и в ракурсе одну порцию. Для первого выбрала темный фон и винтажную сковородку, для второго — современные приборы и розовую тарелку. Все это я обычно записываю в специальный блокнот, чтобы потом ничего не забыть. Реквизит вообще отдельная большая тема ).
Поход в магазин за продуктами я опущу, но в данном случае покупок было не много.
Не смотря на то, что в съемках участвует самая натуральная еда она чаще всего не готовится до конца и нам в целом совершенно не важен ее вкус. Это продляет ее жизнь в кадре. С пастой такая же история. Она должна выглядеть готовой, но быть еще крепкой, хорошо держать форму и, в случае длинной пасты, быть пластичной. Само собой, нужно знать "рабочие" бренды, которые отлично себя ведут в кадре.
Свою пасту я варила накануне, чтобы не тратить время в день съемок. Логистика вообще очень важна и ее тоже лучше всего продумать заранее. У меня хороший бренд и оказалось, что она прекрасно подходит для моих нужд и сваренной до al dente (в съемке для клиенты я бы в любом случае так не делала). Сварила, сразу промыла холодной водой до полного остывания, перемешала с оливковым маслом, в миску, под пленку, под крышку и в холодильник. Правильно подготовленная хорошая паста простоит без проблем.
Прежде чем начинать создавать блюдо я тестирую свет и реквизит. Моя композиция на 90% готова до того, как я приношу в кадр еду. В профессиональных съемках могут использоваться блюда-дублеры, просто для настройки всего.
Ну а дальше дело техники. Нарезала часть цуккини длинными полосками, потому что мне хотелось, чтобы они повторяли форму спагетти. Часть нарезала полукольцами разной толщины. Овощи бланшировала и оставила в холодной воде. Почему бланшировала, а не например потушила, обжарила или загрилила? Не хотелось добавлять цвет и овощи не должны были выглядеть сырыми. Плюс правильная бланшировка усиливает зеленый цвет. Тут уже вступают в дело кулинарные навыки, потому что вы должны понимать что будет в ингредиентами, если применить к ним тот или иной способ термической обработки. Что будет, если они намокнут, если высохнут и тому подобное.
Сборка блюда у меня чаще всего происходит непосредственно в кадре, ну или до определенного момента на кухне, а потом все равно в кадре. Я снимаю с подключением к компьютеру и в реальном времени вижу на мониторе как все выглядит, ну и делаю снимки по ходу. Зачем? Камера видит не так как наши глаза. Это нужно всегда помнить.
Т.к. выбранный мной соус на основе растительного масла я перемешала его с пастой. С другими соусами так обычно не делают. Выложила пасту, распределила наполнитель, добавила еще соуса там-сям. Сняла. Добавила сыр. Сняла. Добавила приборы. Сняла. Приборы, кстати, всегда не просто пристроить в кадр. Иногда я сдаюсь и вообще их не добавляю. Казалось бы, мы же постоянно видим их рядом с тарелками, но под камеру они далеко не всегда укладываются так, чтобы не зиять как золотой передний зуб. Когда стайлила держала в уме, что это верхний ракурс, а значит здесь не нужен объем. Нужно играть с формами, линиями (это же спагетти) и попробовать ненавязчиво создать ощущение движения в кадре. Не умучить блюдо, добившись по максимуму естественного вида. В процессе мне понадобились одноразовые перчатки, много бумажных салфеток, верные друзья стилиста — пинцет и обычные синтетически кисти для рисования, ложка и емкость, на которую можно было бы отложить какие-то ингредиенты. Как видите, ничего сверхъестественного или того, что делало бы еду несъедобной.
Оценить хорошо ли получилось придется вам самим. Это штука до известной степени субъективная и представления о прекрасном будут эволюционировать со временем и практикой, если работать над этим, конечно. Когда вы довольны можно двигаться дальше. Меня ждал еще один ракурс, а значит смена всего: фона, света, ракурса, реквизита. Все это тянет за собой рестайлинг нашего героя.
Стайлинг длинной пасты под ракурс дело не простое. Здесь нужно, чтобы пасты на тарелке не было много или мало, чтобы был объем, чтобы все держалось. Тут могут вступить в игру косметические спонжи и еще одни лучшие друзья стилиста — булавки. Главное, не забыть все это вынуть перед тем как приступить к еде, если это предполагается
В кадре те же, но уже немного дургое настроение и добавляем сыр. Опять же, нарезка ингредиентов наше все. Можно было бы просто посыпать тем же натертым, но красивые тонкие кусочки неровной формы добавляют интереса.
Вот и все. Кто дочитал до конца, тот по-настоящему терпелив и любопытен )).
Цуккини с горошком были доведены до вкуса и паста прекрасно употреблена по назначению ).
Рассказывать еще? Будет уже точно покороче
Задавайте вопросы, напишите, что бы вам хотелось узнать. Я постараюсь ответить. Тема большая, бескрайняя я бы сказала ))