UPD. Друзья, все еще нужны материалы. Не теряю надежды прочитать ваши истории и рецепты))

Еще раз хочу сказать, что дело не в рецептах как таковых. Дело в истории, в воспоминаниях, связанных с едой. Я наверное очень плохо объяснила то, что я хочу.

У нас в семье нет никакого особого отношения к еде, нет каких-то особых традиций и нет семейных рецептов за исключением курицы с блинами и каких-то традиционных вещей на пикник или на праздник. Я училась готовить сама и наверное люблю это делать больше всех в семье.

Но у меня есть пара историй, воспоминаний, связанных с едой. Например, моя мама делает большие котлеты. Всегда. И их размер и то как она их делает связно с ее отцом, моим дедом, который делал котлеты величиной с ладонь. Она их делает и вспоминает о нем. Дело совсем не в рецепте котлет, а в той связи, которая таким образом поддерживается. Наверное и я буду делать такие котлеты хотя бы иногда и вспоминать деда и маму.

Истории об этом мне и нужны. Не о еде как таковой, не о любимом рецепте, а истории о вас. Возможно, вы готовите что-то раз в сто лет, по измененному рецепту, который больше соответствует вашим теперешним вкусам, но готовя, вспоминаете о чем-то, или готовите что-то определенным образом, потому что именно так делал кто-то близкий вам.
Я ищу истории о важном, которые оживают через еду. Понимаю, что для кого-то это окажется очень личным и он не готов этим делиться - это нормально.

И буду признательна всем, кто все же поделится.

====================================================

Привет всем!

У меня ко всем читающим есть просьба. Я начинаю работу над фотопроектом, посвященным еде и памяти; связям между людьми, которая возникает в процессе приготовления и разделения пищи с другими. Вообще, у меня много всяких мыслей, но сосредотачиваюсь на одном развороте. Чтобы начать снимать мне нужен материал, от которого можно было бы оттолкнуться и таким образом выйти и на более глубокое осмысление и на визуальный ряд, само собой.

Поэтому просьба!

Почти наверняка, у кого-то есть семейные рецепты, по которым готовят уже не первое поколение. Это не обязательно должна быть точная рецептура с граммами, меня интересует не это. Мне важна история, ваша семейная, личная. То, почему именно эта еда важна для вас и ваших близких, какие-то истории, связанные с этим, ощущения. То, как приготовление, а главное - разделение этой еды с близкими помогает вам сохранять и поддерживать связь поколений, помогает чувствовать единство, понимать кто вы и откуда, вызывает какие-то воспоминания. Если вы живете в разных городах или странах со своими близкими, но продолжаете хотя бы изредка готовить какое-то блюдо - это будет очень круто.
Я буду признательна всем, кто сможет прислать мне такие рецепты или описания блюд (если они написаны в тетрадке вашей бабушкой или вырезаны из газет и т.п. - просто сфотографируйте или отсканируйте). Если вы планируете это приготовить, то сфотографируйте (обычная, простая, повседневная фотография хоть на телефон - главное, чтобы можно было опознать что это такое))), но если хотите заморочиться, тоже можно))), а может у вас уже есть фотография. Вдруг у кого-то есть старые семейные фотографии с этим блюдом и он готов поделиться - сканируйте/фотографируйте и присылайте. Напишите хотя бы кратко, почему именно эта еда важна для вас.

Шлите все на мыл: [email protected]

Огромное спасибо всем, кто откликнется.

Комментарии
04.06.2015 в 22:58

Наличие истории и рецепта, но без фотографического сопровождения, подойдет? Очень хочется помочь в таком интересном проекте, но фотографий сейчас нет и не предвидится(
05.06.2015 в 12:10

рыжая и влюбленная.,
Конечно, подойдет. Фотография - это опциональная штука
05.06.2015 в 16:39

真の愛
Гаспадыня, немного не в тему, но С Днем рождения! И пусть у тебя все получится!:tort::white:
09.06.2015 в 12:53

В мире с собой в гармонии с миром (с)
У меня нет так называемых «домашних» рецептов, которые бы передавались бы из поколения в поколение, так получилось. Можно сказать, что мое обучение кулинарии началось с момента переезда от родителей. Училась и учусь готовить по кулинарным книгам.
Что могу сказать о еде:
- Еда как общение – она объединяет, создает общие темы для разговора людям, которое в первый раз видят друг друга. Из своего опыта, - человек который может приготовить вкусное блюдо на открытом огне, желанный гость в любой компании. Очень часто твой авторитет взлетает, чуть ли не «до небес» (причем по любой теме) просто потому, что приготовил что-то из разряда непривычного. О тебе ничего не знают, но уже доверяют и спрашивают твое мнение.
- Еда как преодоление – хорошо помогает в борьбе с чувством неуверенности в своих силах. Появляется уверенность – я могу. Муж во мне так вообще уверен на все 100%, считает, что нет такого блюда, которое бы я не могла приготовить.
- Еда как ритуал – сюда можно отнести, блины на масленицу, кутью на Рождество, Рождественский кекс, который готовится за месяц до окончания года, Пасха, Куличи… – создается ощущение устойчивости, чего-то постоянного, и неизменного, когда помимо проходящего есть что-то неизменное. Вот об этой еде могу сказать, что она как связь с предками. И пусть нет рецепта, который бы передавался от мамы к дочери, все равно, когда готовишь в определенное время из года в год, как будто открываешь и прочищаешь канал в прошлое.
- Муж говорит, что еда это как магия – когда ничего нет, и вот уже есть. Когда из одних и тех же продуктов готовятся совершенно разные блюда.

Надеюсь, мое выступление по теме, все фото про еду выкладываю в дневнике.
11.06.2015 в 13:35

Avatel, Выступление отличное))) Я сама накатала уже внушительный текст со всеми возможными разворотами еда и..., о которых было бы интересно говорить)))
Но мне нужно не это. Мну нужна память, связанная с едой. Личные истории. Дело совсем не в конкретном рецепте, его вообще может не быть
(вот как ты правильно пишешь про ритуальные блюда).

Может я не внятно написала в посте, что мне нужно. Приведу пример. Моя мама делает большие котлеты. Всегда. И их размер и то как она их делает связно с ее отцом, моим дедом, который делал котлеты величиной с ладонь. Она их делает и вспоминает о нем. Дело совсем не в рецепте (так она делает абсолютно любые котлеты), а в той связи, которая таким образом поддерживается. Наверное и я буду делать такие котлеты хотя бы иногда и вспоминать деда и маму.
Истории об этом мне и нужны.
11.06.2015 в 13:54

В мире с собой в гармонии с миром (с)
Гаспадыня,
Пример классный!
Хотя честно говоря меня он озадачил. Порылась в памяти - было ли что-то такое в моей жизни? Вроде бы нет, но ведь так не бывает, что-то же было. Самой стало интересно. Попробую вспомнить.
11.06.2015 в 14:46

Avatel, Можно с разных сторон заходить. Просто еда должна выступать объединяющим моментом. Меня вот именно связи интересуют между людьми, момент объединения, принятия Другого.
У одной из моих учителей такое блюдо - пельмени. Просто потому, что оно важно для их происхождения (север) и потому, что пельмени они делают всей семьей и в это время как раз и происходит как бы воссоздание их социальности, такая личная вселенная образуется и много воспоминаний связано с этим.
У кого-то это может детские блюда (у меня была одна из мыслей сделать проект именно на воспоминаниях о том самом-самом, что было любимым в детстве, лакомством), у кого-то может национальные, особенно если вдали от родного места живут. В общем что угодно, что является частью того кто мы есть, нашей идентичности, нашего наследия если можно так выразиться.
16.06.2015 в 11:19

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Расскажу историйку в некотором роде наоборот :)
Вся моя семья по материнской линии регулярно делает сырники. Бабушка, мама, мамин брат и я. Мы живем в одном городе, проводим лето на одной и той же даче, готовим по совершенно одному и тому же рецепту. Каким-то непостижимым образом при этом у всех нас сырники получаются разными! Поэтому на даче есть милая привычка обегать дома (а мы живем на одном участке, но тремя разными домами) и пробовать, у кого что приготовилось. Собственно, у нас вообще еда и едоки кочуют по домам постоянно, но вот такая петрушка с одним и тем же блюдом - только с сырниками...
16.06.2015 в 17:44

Eswet,
Это уже своего рода ритуал)))) Хорошо, что сырники получаются разными, если вдруг получатся одинаковыми, чего-то будет не хватать)
16.06.2015 в 23:03

Без подписи.
Извиняйте, что пишу сюда.
Могу поделиться историей.
У нас такая еда это не совсем еда. Это кефир. Я с молочными продуктами с детства не очень дружу, но вот кефир всегда пила. Дедушка мой каждую нашу встречу устраивал соревнования "у кого кефирные усы больше будут". Очень яркое воспоминание. Сейчас подобные соревнования частенько устраиваем всем многочисленым семейством, к сожалению, уже без деда , часто это не кефир, а любой "пачкающий" напиток.

Есть ещё семейная традиция, не традиция- не знаю, это то, что пирожки должны быть большими! Моя мама, её мама - моя бабушка и все женщины по маминой линии всегда пекли большие пирожки -не меньше ладони в длину. Когда познакомилась с мужем и его семьей узнала, что они наоборот - пекут маленькие, чтоб на один- два укуса. Вот и получается - с мамой моей когда пеку пирожки у нас почти батоны, а к свекрам хожу с малютками.

Вспомнилось ещё. Муж очень привязан к воспоминаниям о бабушках. И часто рассказывает, что они готовили. Я их не застала, к сожалению, и не могу спросить совета как готовить.. но ватрушки с картофельным пюре, тушеная капуста с сосисками и постные щи с грибами и рыбой прочно закрепились в моей кулинарной книге благодаря воспоминаниям мужа. И мне кажется, что его бабушки рядом когда я готовлю эти и другие блюда.


П.С. надеюсь, что хоть как- то помогла
17.06.2015 в 00:22

vaffanculo,
Отличные истории))) Поделись каким-нибудь рецептом, вроде постных щей или ватрушек)
17.06.2015 в 08:47

Без подписи.
Гаспадыня, щи постные:

Рыбный бульон 3 литра
Сушеные грибы( предварительно замочить) горсть
Картофель 2-3 шт
Квашеная капуста по вкусу
Морковь маленькая
Репчатый лук 1 шт
Рыба (например, хек) 1 тушка

Сварить рыбу .В бульон добавитьпорезанную картошку, грибы, нарезанную морковь и луковицу. Варить до готовности картошки. Добавить квашеную капусту. Варить до готовности капусты (примерно полтора часа).Если суп сильно уварился добавить ГОРЯЧЕЙ воды. За 10 минут до готовности посолить, добавить отварную рыбу. Дать настояться.

Все ингредиенты даны примерно. Следует ориентироваться на размер кастрюли и свои вкусовые предпочтения
17.06.2015 в 11:18

Io non ti lascio sola!
отправила историю на почту. Не знаю, то ли это, что надо, но самой было интересно вспомнить)
17.06.2015 в 13:11

Никогда не повредит попросить того, что тебе хочется. (с)
с новыми пояснениями всё стало проще)

со стороны мамы:

1. есть каша, которую учила делать бабушка, её учили тоже в детстве. Это 3 вида крупы: рис+гречка+перловка.
такого я нигде не встречала пока, это семейное)
в детстве готовила чаще, сейчас очень редко. но рецепт записан и когда-нибудь снова повторю

2. при приготовлении пирогов украшаю их "елочками" и солнышками из теста. Так делала бабушка) так делали все в деревне, где она бывала маленькой.

3. есть ещё суп вроде как с клёцками, который ещё готовила прабабушка. Только "клецки" там называются "затирка", ибо тесто растирается в руках, а не формируется в формы.
Бабушка готовила и научила меня. Рецепт записан, хотя не повторяла очень давно.


Со стороны отца:
1. фаршированная рыба, но я пока не умею её готовить.
умеет бабушка, говорят, вкусно (родители обожают, а я пока не любитель). она училась этому у своей свекрови)
планирую научиться на будущее - вдруг понравится.

она же всегда добавляет к мясу, картошке и тд "шкварки". Может, это просто еврейское, может семейное. Но каждый раз когда вижу в меню ".. со шкварками" есть ассоциация.

2. когда я готовлю бульон, всегда меняю воду после 20-40 минутного кипения. Мою кастрюлю и птицу-мясо.
Так бульон получается прозрачным и лёгким, нам так вкусно)
меня этому научила мама, а её - свекровь. Мама готовила такой бульон каждый день для деда, пока мы жили с ними.
поэтому есть ассоциация сразу с несколькими людьми)
17.06.2015 в 16:18

vaffanculo,
Спасибо)

Innamorata, Получила. Спасибо)

Артемида, Спасибо, но очень мало именно истории, воспоминаний, чувств. Кулинарные "хитрости" - это хорошо, но о по описанию очень мало людей и твоего личного отношения. Делаю так, потому что так делал тот-то, но почему для тебя важно так делать, есть ли какие-то чувства за действиями, сердце).
За простыми шкварками или солнышками на пироге может скрываться целый пласт семейной истории, являющийся важность часть того кто ты есть.
17.06.2015 в 17:24

Без подписи.
Гаспадыня, да всегда пожалуйста :-)
19.06.2015 в 12:46

Никогда не повредит попросить того, что тебе хочется. (с)
Гаспадыня, даже не знаю, что сказать)
перечислила всех людей, которые есть, это как минимум 3 поколения) + понятно, что это также передано от пра-пра)

мало ... твоего личного отношения
так как бы всё вроде понятно: если помню, делаю, значит люблю, вспоминаю. Не знаю, что об этом можно добавить)
конечно, за действиями есть чувства и воспоминания, это же очевидно.
вроде следовала данному тобой примеру в посте) если не подходит, извини, я не совсем понимаю, чем конкретно нужно дополнять)
19.06.2015 в 13:14

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Гаспадыня, я тебя не поздравила с днём рождения, коза - с опозданием поздравляю! Пусть все проекты получатся )
А про еду... У меня нет никаких конкретных рецептов, но есть действия, даже отдельные движения, и вещи, которые неразрывно связаны с бабушкой. Я ребёнок из классической советской семьи из трёх женщин, с бабушкой в детстве провела куда больше времени, чем с мамой, а бабушка любила и умела готовить, и я половину детства провела на кухне, наблюдая за ней. Не из-под палки - мне самой ужасно нравилось смотреть, как она всё делает. Мы с ней очень разные во многом оказались, в подростковом возрасте связь порвалась, и есть вещи, которые я ей не могу простить, но потом кулинария вернулась ко мне странным образом и восстановила эту связь, уже только внутри меня, после её смерти. И теперь я перетащила к себе разные её кухонные штуки, толкушку, совок для муки, и каждый раз, когда делаю что-нибудь простое, мну картошку в пюре или отмериваю муку для теста, вспоминаю о ней. От неё мне остался именно сам процесс приготовления еды как что-то самоценное, душевное, доставляющее удовлетворение. Иногда всплывают маленькие хитрости, неожиданно, когда я берусь за новый процесс и вдруг вспоминаю, как она это делала. И когда пеку блины на Масленицу, всегда вспоминаю, потому что она пекла, хоть и неверующая была большую часть жизни. И вкус всех её блюд помню, у нее был ограниченный, очень консервативный репертуар, но все получалось безумно вкусно, я помню, как ходила по подружкам обедать и удивлялась, как у них невкусно. Коронное блюдо у неё было - дрожжевые пироги, классические русские, весь набор, несладкие и сладкие, но я рецепта не спросила вовремя и за дрожжи почему-то до сих пор боюсь браться, однако держу это в уме, что хочу однажды научиться - пусть другим способом, но тоже в её честь. В общем, я считаю, что весь значительный пласт моей жизни, связанный с интересом к приготовлению еды, мне подарила бабушка.
Не совсем то, наверное, что ты хотела, но захотелось написать )
19.06.2015 в 14:06

Артемида,
конечно, за действиями есть чувства и воспоминания
Вот. Какие чувства и какие воспоминания. Почему для тебя важно все еще так делать, ведь любить и помнить можно и иначе. Понимаешь? Почему через еду?
Есть те, для кого еда - значимый "проводник" памяти. А есть те, для кого нет. Ну типа готовлю оливье так, потому что вот так все готовили в нашей семье и как-то вот сложилось. Это один подход и он меня в рамках проекта не интересует. А есть другой. Готовлю оливье так, потому что это способ поддержать традицию, вызвать в памяти какие-то эмоции, так или иначе связанные с теми, кто готовил оливье до меня и т.п. Т.е. важно не просто приготовить оливье определенным образом и разделить его с близкими, а через процесс получить что-то важное в эмоциональном плане, в плане памяти и поддержания нашей самости. Как-то так.

Пример я дала, не как шаблон рассказов, а для того, чтобы было понятно, что не надо стопориться на фразе "семейный рецепт"))

Kitchen Witch, с опозданием поздравляю! Пусть все проекты получатся )
Спасибо! Поздравлять можно весь год)))))))

Не совсем то, наверное, что ты хотела
То-то. У этих вещей же много ракурсов, это же живая история - это и интересно исследовать с помощью фотографии. У меня есть один из вариантов на будущее - собрать кучу рецептов какого-то одного практически архетипического блюда - типа борща))) из разных уголков глобуса, с историями, связанными с ним и потом сделать книгу, где через рецепты борща рассказан кусочек истории страны и людей.

Спасибо тебе огромное, что поделилась. Твоя история, кажется, натолкнула меня на пару мыслей по реализации проекта уже в фотографиях.
19.06.2015 в 14:13

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Гаспадыня, если надо, могу сделать фото толкушки и совочка )))))
19.06.2015 в 14:21

Kitchen Witch,
Сделай!
А фотографии бабушки у тебя нет случайно?
Я прям увидела разворот с твоей историей (буду книгу делать, скорее всего) и почему-то хочется поработать с архивными фотографиями.
19.06.2015 в 15:10

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Гаспадыня, ок ) Фото бабушки есть, надо отрыть.
19.06.2015 в 15:45

Никогда не повредит попросить того, что тебе хочется. (с)
Гаспадыня, нет, ни 1 блюдо не есть просто семейный рецепт. это всё воспоминания так или иначе.

к примеру, когда я готовлю пироги и делаю солнышки сверху, вспоминаю, как бабушка приезжала к нам в деревню под Москву. Мы с сестрой были маленькие, лет по 7-8. Бабушка испекла пирог с рыбой, украсила его.
Мы с сестрой долго не хотели пробовать, но под напором сдались) оказалось потрясающе вкусно!
я так и не узнала, как делать тот пирог, но использую те же украшения для пирогов, которые пеку иногда. Это 1 из способов поддерживать связь с бабушкой.

так подходит?)
19.06.2015 в 15:58

Никогда не повредит попросить того, что тебе хочется. (с)
Про бульон:
С одной стороны это уже привычка готовить его именно так. Но с другой стороны я просто знаю, что именно такой способ приготовления дед считал единственно верным.
Иногда во время готовки вспоминаю мамины рассказы: как мы с ней жили у родителей отца поначалу, пока сам отец служил в армии/ездил по ссср по работе.
Мама сидела со мной, готовила к приходу деда суп и шила плащи) дед из всех своих внуков и внучек любил меня больше всех и разрешал все)) по-моему, причина в том, что он любил мою маму за её заботу и трудолюбие. Даже после развода родителей, дед поддерживал маму и меня, всегда.
Каждый раз, когда готовлю суп именно так - это своего рода дань уважения его порядку и правилам.

подходит?
19.06.2015 в 16:04

Никогда не повредит попросить того, что тебе хочется. (с)
каша и суп:
когда бабушка учила их делать, она рассказывала про свою маму, бабушку и жизнь в деревне. Рассказывала, кто и почему так готовил, как именно они это делали. В подробностях. Делилась своими воспоминаниями.
для меня эти блюда так и ассоциируются с теми картинками, которые возникали в голове при её рассказах.
поэтому когда я делаю кашу или этот конкретный суп, то не только слышу её голос, но и чувствую некую связь с предыдущими поколениями, которые так делали. знаю их всех по именам, помню их описания, иногда фотографии..

ассоциации и чувство причастности.
19.06.2015 в 18:26

Артемида,
Вот так лучше)))) Спасибо!

Kitchen Witch, Спасибо))
08.07.2015 в 01:15

Я постмодернист, я так вижу
У нас есть семейная традиция введенная мной - на новый год мы обязательно печем песочное печенье вместе с сыном.
(У меня есть два поста с этим печеньем, вот: один пост, второй пост )
На самом деле рецепт его взят прямо из "Книги о вкусной и здоровой пище", но с ним для меня действительно связана история. Как-то давно, когда мне было, пожалуй, лет девять-десять на восьмое марта оказалось, что я забыла подготовиться и сделать подарки маме с бабушкой. Папа пришел, спросил: чем я собираюсь их порадовать, а у меня не было ничего. И он мне предложил испечь печенье, а у меня вообще не было никакого опыта в выпечке. Папа сказал, да ладно, возьмем какой-то простой рецепт и я тебе помогу. Я до того и не знала, что он вообще в выпечке разбирается и как это все делается. Но мы открыли книгу, нашли этот рецепт и начали собирать продукты, папа мне показал и подсказал все нужное, и как сахар растирается желтком и вообще помог, заодно по пути рассказывая, что они с братом всегда помогали своей маме с выпечкой. У нее не было никаких миксеров-блендеров, она все делала вручную, ну или сыновей звала помогать. Хочешь тортик - взбей белки или масло с сахаром. Так что они отлично знали с дества, как все это делается.
Печенье было для нас новым, всю семью порадовало, ну и безусловно мне запомнилось - первая выпечка в жизни, вызывающая теперь столько воспоминаний.
И в итоге я именно этот рецепт сделала традиционным для новогодней выпечки, мне хотелось красивых семейных традиций и я начала его печь для елки еще до рождения сына. А теперь мы обязательно делаем его вместе с ребенком: и тесто и раскатываем-нарезаем, и украшаем выпеченное, и вешаем на елку. Сыну очень нравится и он свято следит, чтобы никто не съедал печенье с елки, на елке должно висеть до тех пор, пока ее не разбем :laugh: Есть можно только остальное, не висящее, как украшение.
:)
08.07.2015 в 02:41

Vedma_Natka,
Супер, спасибо)

А вы печете это печенье только в Новый год? Если да, то я выберу для книги какую-то из фотографий из постов. А если нет, то пеките, вспоминайте, фотографируйте и шлите мне))) Все участники - полноценные соавторы и фотографии блюд, сделанных ими будут в итоговой книге.

Еще я буду использовать в проекте архивные фотографии, так что если ты не против - пришли мне на мыл фотографию папы, или где ты маленькая с папой.
08.07.2015 в 12:06

Я постмодернист, я так вижу
Гаспадыня, рада, что понравилось.
Так сложилось, что только на новый год. Насчет фотографий у меня вопрос - из поста чисто технически не мелко ли? Я могу многие, может не эти самые, но часть и тех самых найти в нормальном размере. Или книга преполагается только сетевая и печатное качество фотографий не нужно?
Фото поищу, хоть скорее всего будет тольок папа, совместных фото у нас мало - обычно он меня фотографировал же и был с другой стороны фотоаппарата.